Основные параметры грузоподъемных кранов. Основные параметры автокранов Требуемая высота подъема крюка

Розетки 01.01.2024
Розетки

Автомобильные краны - это стреловые полноповоротные краны, смонтированные на стандартных шасси грузовых автомобилей нормальной и повышенной проходимости. Автокраны обладают довольно большой грузоподъемностью (до 40 т), высокими транспортными скоростями передвижения (до 70...80 км/ч), хорошей маневренностью и мобильностью, поэтому их применение наиболее целесообразно при значительных расстояниях между объектами с небольшими объемами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. В настоящее время автомобильные краны составляют более 80 % от общего парка стреловых самоходных кранов.

При использовании на строительно-монтажных работах автокраны обычно оборудуют сменными удлиненными стрелами различных модификаций, удлиненными стрелами с гуськами, башенно-стреловым оборудованием.

Каждый автокран оснащают четырьмя выносными опорами, устанавливаемыми, как правило, с помощью гидропривода. Для повышения устойчивости кранов во время работы задние мосты автомашин оборудованы гидравлическими стабилизаторами для вывешивания заднего моста при работе на выносных опорах и для блокировки рессор при работе без опор. Автокраны могут перемещаться вместе с грузом со скоростью до 5 км/ч. При движении грузоподъемность автокранов снижается примерно в 3...5 раз.

Основное силовое оборудование автокранов - двигатель автомобиля. При включении трансмиссии крановых механизмов трансмиссия автомобиля отключается.

Привод крановых механизмов может быть одномоторным (механическим) и многомоторным (дизель-электрическим и гидравлическим), подвеска стрелового оборудования - гибкой (канатной) и жесткой. Управление крановыми механизмами осуществляется из кабины оператора, расположенной на поворотной платформе, управление передвижением крана - из кабины автошасси.

В России производят автомобильные краны 2-5-й размерных групп грузоподъемностью 6,3...36 т, имеющие механический и гидравлический приводы крановых механизмов.

Краны с механическим приводом имеют гибкую подвеску стрелового оборудования, краны с гидравлическим приводом - жесткую.

Автомобильные краны второй размерной группы с механическим приводом КС-2561К и КС-2561 К-1 грузоподъемностью 6,3 т монтируют на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-431412 или ЗИЛ-433362(4 х 2).

Рис. 1. Автомобильный кран КС-2561 К-1: а - общий вид; б - кинематическая схема

Краны состоят из неповоротной и поворотной частей, опорно-поворотного устройства и стрелового оборудования (рис. 1, а). Поворотная и неповоротная части соединены между собой роликовым опорно-поворотным устройством 13.

Неповоротная часть крана включает ходовую раму 12, жестко прикрепленную к раме автошасси 11, коробку отбора мощности, промежуточный конический редуктор, зубчатый венец опорно-поворотного устройства 13, выносные опоры 1 и стабилизирующее устройство. Поворотная часть крана состоит из поворотной платформы 2, на которой смонтированы решетчатая стрела 7, двуногая стойка 4, противовес, грузовая 5 и стреловая 3 лебедки, реверсивно-распределительный механизм, механизм поворота крана и кабина машиниста 6 с рычагами и педалями управления. Краны оснащаются жесткой решетчатой или выдвижной основной стрелой длиной 8 м в выдвинутом положении.

В комплект сменного оборудования кранов входят: удлиненная выдвижная стрела (длиной 10,4 м в выдвинутом положении) и две решетчатые удлиненные (до 12 м) стрелы - прямая и с гуском длиной 1,5 м. Изменение угла наклона стрелы осуществляется стреловой лебедкой 3 через стреловой полиспаст 8, подъем-опускание крюковой подвески 10 (груза) - грузовой лебедкой 5 через грузовой полиспаст 9. Крановые механизмы приводятся в действие от двигателя (рис. 1, б) шасси автомобиля через коробку отбора мощности 21, промежуточный редуктор 20 и реверсивно-распределительный механизм 15, который обеспечивает распределение крутящего момента между стреловой 3 и грузовой 5 лебедками и поворотным механизмом 16, их независимый раздельный привод и реверсирование. На выходном валу поворотного механизма закреплена поворотная шестерня 18, находящаяся во внутреннем зацеплении с зубчатым венцом 19 опорно-поворотного круга.

Операции подъема-опускания груза и поворота стрелы в плане могут быть совмещены. Регулирование рабочих скоростей крановых механизмов производится за счет изменения частоты вращения вала двигателя автомобиля. Лебедки снабжены индивидуальными ленточными нормально замкнутыми тормозами: автоматическим электропневмоуправлением. Механизм поворота оснащен ленточным постоянно замкнутым тормозом 17.

Краны КС-2561К и КС-2561К-1 оснащают выносными опорами с гидравлическим приводом. Питание гидродомкратов выносных опор и гидроцилиндров блокировки подвески осуществляется гидронасосом 22 с приводом от коробки мощности 21.

Техническая характеристика кранов второй размерной группы моделей V2561K и КС-2561К-1 приведена в табл. 1.

Таблица 1. Техническая характеристика кранов второй размерной группы
Параметры
Модель КС-2561К, КС-2561 К-1

Грузоподъемность, т:

на выносных опорах

без выносных опор

Вылет стрелы, м

Тип стрелы

Решетчатая

Число секций стрелы

Стреловое оборудование* :

основное

Длина стрелы, м

Наибольшая высота подъема крюка при втянутой стреле, м

Скорость подъема груза, м/мин

Скорость посадки груза, м/мин

Частота вращения поворотной платформы, мин -1

Скорость изменения вылета крюка, м/мин

Скорость передвижения, км/ч:

транспортная

рабочая с грузом

Привод кранового оборудования

Механический

Базовый автомобиль

Мощность двигателя, кВт

Габаритные размеры в транспортном положении, мм

10600 х 2500 х 3600

Маcca крана с основной стрелой, кг

* Н - с невыдвижной основной стрелой; В - то же, с выдвижной; У - с невыдвижной удлиненной стрелой; УГ – то же, с гуськом.

Наибольшее распространение в России получили автомобильные краны с гидравлическим приводом исполнительных механизмов, обеспечивающим простоту управления краном, плавное бесступенчатое регулирование в широком диапазоне рабочих скоростей крановых механизмов, малые посадочные скорости грузозахватного рабочего органа, совмещение крановых операций.

Отечественные гидравлические автомобильные краны различных производителей выполнены по единой конструктивной схеме с широкой унификацией узлов и агрегатов как внутри типоразмерного ряда, так и между размерными группами (унифицированы грузовые лебедки, механизмы поворота, кабины оператора, выносные опоры, гидроцилиндры, гидронасосы, гидромоторы, гидроаппараты).

Автомобильные краны с гидравлическим приводом выпускаются 3-5-й размерных групп и оборудуются жестко подвешенными телескопическими стрелами (основное рабочее оборудование), длину которых можно изменять при рабочей нагрузке. В качестве сменного рабочего оборудования кранов применяются удлинители стрел, гуськи и башенно-стреловое оборудование, башней которого служит основная телескопическая стрела.

На краны устанавливают телескопические двухсекционные стрелы с одной выдвижной секцией, трехсекционные стрелы с двумя выдвижными секциями и четырехсекционные стрелы с тремя выдвижными секциями. Перемещение выдвижных секций стрел осуществляется с помощью длинноходовых, последовательно действующих гидроцилиндров двойного действия (ход поршня до 6 м) или с помощью гидроцилиндров и канатного полиспаста.

В качестве источника энергии рабочей жидкости на всех кранах применяют аксиально-поршневые гидронасосы.

Рис. 2. Типовая гидрокинематическая схема автомобильного крана четвертой размерной группы грузоподъемностью 20 т

На рис. 2 показана типовая гидрокинематическая схема автокрана четвертой размерной группы грузоподъемностью 20 т, смонтированного на шасси КрАЗ-65101 (6x4).

Гидравлический привод рабочего оборудования машины обеспечивает изменение длины телескопической стрелы, подъем и опускание груза, изменение угла наклона стрелы, поворот стрелы (платформы) в плане на 360°. Причем операции подъема-опускания груза или стрелы могут быть совмещены с поворотом платформы или выдвижением - втягиванием телескопической стрелы. С помощью гидропривода производится также управление четырьмя гидродомкратами выносных опор, гидроцилиндрами выдвижения - втягивания выносных опор и двумя гидроцилиндрами механизма блокировки подвески. Кран может работать на опорах без выдвижения опорных балок, что позволяет эксплуатировать его в стесненных условиях.

Телелескопическая стрела крана состоит из трех секций коробчатого сечения - неподвижной наружной (основания), шарнирно прикрепленной к стойкам поворотной платформы, и выдвижных средней и верхней секций. На переднем конце верхней секции установлены неподвижные блоки 3 грузового полиспаста для подъема-опускания крюковой подвески 2. Выдвижение и втягивание секций стрелы производится двумя длинноходовыми гидроцилиндрами 4 двойного действия и осуществляется в такой последовательности: сначала выдвигается средняя секция, а затем после полного ее выдвижения, верхняя секция. Стрела может выдвигаться с грузом 4 т на длину до 14,7 м, с грузом 2 т - на полную длину (21,7 м). Изменение угла наклона стрелы производится гидроцилиндром 5. Стрела может быть оборудована удлинителем 9 м и гуськом со вспомогательной крюковой подвеской.

Грузовая лебедка крана состоит из регулируемого аксиально-поршневого гидромотора 8, цилиндрического двухступенчатого редуктора 10, барабана 9 и нормально замкнутого ленточного тормоза 7 с гидроразмыкателем, включенным параллельно гидромотору. Регулируемый гидромотор грузовой лебедки позволяет осуществлять ускоренный подъем грузов массой до 6 т со скоростью 18,2 м/мин, вдвое превышающей номинальную. Кран оборудован вспомогательной лебедкой, но конструкции аналогичной грузовой, которая обслуживает крюковую подвеску гуська.

Рабочее оборудование крана смонтировано на поворотной платформе, которая опирается на ходовую раму шасси с помощью стандартного роликового опорно-поворотного устройства. Механизм поворота включает аксиально-поршневой гидромотор 6, двухступенчатый редуктор 13 и нормально замкнутый колодочный тормоз 14 с гидроразмыкателем. На выходном валу редуктора закреплена шестерня 11, входящая в зацепление с зубчатым венцом 12 опорно-поворотного устройства.

Гидравлические двигатели крановых механизмов, гидроцилиндры выносных опор и механизма блокировки рессор питаются от двух аксиально-поршневых насосов 16 и 17, привод которых осуществляется от дизеля 1 базовой машины через коробку передач 18 и раздаточную коробку 15. При выключенных насосах от раздаточной коробки приводится в действие механизм передвижения крана. Рабочая жидкость от насосов поступает по трубопроводам к гидроаппаратуре на поворотной платформе через вращающееся соединение. Управление крановыми механизмами осуществляется из кабины машиниста с помощью гидрораспределителей. Рабочие скорости крановых механизмов регулируются изменением частоты вращения вала двигателя автомобиля (и, следовательно, гидронасосов) и дросселированием потоков жидкости, подводимых к гидравлическим двигателям. Рабочее давление жидкости в гидросистеме крана составляет 12…16 МПа.

Технические характеристики гидравлических кранов различных производителей приведены в табл. 2-6.

Технические характеристики
Таблица 2. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов «Галичанин» грузоподъемностью 15...22,5 т
Параметры
Индекс машины
КС-35719-3
KC-35719-5
КС-45719-1
КС-45719-2
КС-45719-4
КС-45721

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

на основной стреле

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Номинальная скорость подъема-опускания груза, м/мин

Скорость посадки груза м/мин

Кратность полиспаста

Модель базового автомобиля

КамАЗ-53213

КамАЗ-53228

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

Опорный контур, м:

база опор

расстояние между опорами

Изготовитель

Таблица 3. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов «Галичанин» грузоподъемностью 25…36 т
Параметры
Индекс машины
КС-55713-1
КС-55713-2
КС-55713-3
КС-55713-4
КС-55715
КС-55721

Максимальная грузоподъемность при вылете 3,2 м, т

Максимальный, грузовой момент кН м

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

Длина сменного оборудования, м

Максимальная высота подъема крюка, м:

на основной стреле

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Скорость подъема- опускания груза, м/мин:

номинальная

максимальная

Скорость посадки груза м/мин

Кратность полиспаста

Максимальная частота вращения поворотной части, мин -1

Модель базового автомобиля

КамАЗ-53213

КамАЗ-53228

КамАЗ-53229

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

Преодолеваемый уклон пути, град

Габариты крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м

Опорный контур, м:

база опор

расстояние между опорами

Масса крана в транспортном положении, т

Изготовитель

ОАО «ГАКЗ» (г. Галич, Костромская обл.)

Таблица 4. Техническая характеристика гидравлических кранов «Ивановец» ОАО
Параметры
Индекс машины
КС-35714
КС-35714К
КС-35714-2
КС-35715
КС-35715-2
КС-45717-1
КС-45717А-1
КС-45717К-1
КС-55717
КС-55717А

Наибольшая грузоподъемность, т

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

Длина гуська, м

Максимальная высота подъема крюка, м:

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Максимальный вылет, м

Скорость подъема-опускания груза, м/мин:

номинальная

максимальная (груз массой до 4,5 т)

Скорость посадки груза, м/мин

Частота вращения поворотной платформы мин -1

Базовый автомобиль

КамАЗ-53215

КамАЗ-53229,КамАЗ-53215

КамАЗ-53229

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

10,7х2,5хЗ,75

Изготовитель

ОАО «Автокран» (г. Иваново)

Таблица 5. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т
Параметры
Индекс машины
КС-35719-5
КС-35719-5-02
КС-35719-7-02
КС-35719-8-02

Максимальный грузовой момент, кН м

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

Длина гуська, м

Наибольшая высота подъема крюка, м:

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Наибольший вылет, м

Скорость подъема - опускания груза, м/мин:

номинальная (с грузом до 16т)

максимальная (с грузом до 6 т)

Скорость посадки груза, м/мин

Частота вращения поворотной платформы, м -1

Базовый автомобиль

КамАЗ-43118

КамАЗ-53215

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

Габаритные размеры крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м

Опорный контур (база х расстояние между опорами), м

Масса крана с основной стрелой, т

Изготовитель

ОАО «КАЗ» (г. Клинцы, Брянская обл.)

Таблица 6. Техническая характеристика автомобильных гидравлических кранов «Ульяновец» серии МКТ грузоподъемностью 25 т
Параметры
Индекс машины
МКТ-25.1(МКТ-25.2)
МКТ-25.3 (МКТ-25.4)
МКТ-25.5
МКТ-25.6

Максимальная грузоподъемность, т

Грузовой момент, кН м

Длина телескопической стрелы, м

Число секций стрелы

Длина гуська, м

Вылет стрелы, м

Высота подъема крюка, м:

на основной стреле

на стреле с гуськом

Скорость подъема-опускания номинального груза, м/мин:

основная стрела

стрела с гуськом

Скорость посадки груза, м/мин

Скорость выдвижения-втягивания стрелы, м/мин

Частота вращения поворотной части, мин -1

Базовое шасси

КамАЗ-55111, (КамАЗ-53215)

КамАЗ-53228,(КамАЗ-53229)

КрАЗ-65101, КрАЗ-65053

Мощность двигателя, кВт

Колесная формула

Транспортная скорость передвижения крана, км/ч

Радиус поворота, м

Габаритные размеры крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м

Маcca крана с основной стрелой, т

Изготовитель

ОАО «УМЗ № 2» (г. Ульяновск)

Величины основных параметров можно определить с помощью схем,

приведенных на рис. 4.

Рис. 4. Схемы для определения параметров башенного крана.

а) - при возведении сооружения выше отметки стояния крана;

б) - при возведении сооружения в котловане.

Требуемая высота подъема крюка:

H тр = h 1 + h 2 + h 3 + h 4 м  (1)

где: h 1 - высота монтажа или подачи груза;

h 2 - высота монтируемого элемента;

h 3 - расстояние от отметки монтажа до низа груза;

h 4 - высота грузозахватных устройств.

Вылет крюка определяется в зависимости от ширины сооружения и расстояния от крана до сооружения.

Требуемый вылет крюка крана:

а) при возведении сооружения выше отметки стояния крана (рис.4а)

L тр = d + b н  м(2)

где: d - расстояние от оси вращения крана до сооружения;

b н - ширина надземной части сооружения.

в) при возведении сооружения в котловане (рис.4б)

L тр = d + c + b п м  (3)

где: d - расстояние от оси вращения крана до бровки котлована;

c - величина заложения откоса и расстояние от подошвы

откоса до сооружения;

b п - ширина подземной части сооружения.

Грузоподъемность крана

Обычно принимается равной массе груза с соответствующей оснасткой

(бадья, траверсы и т.д.). При отсутствии точных данных по массе оснастки

требуемая грузоподъемность определяется по формуле:

Q тр = q * k 0 т  (4)

где: q - масса груза (приложение 1);

к 0 - коэффициент оснастки (обычно 1,10).

3.3 Выбор башенного крана

При выборе крана следует учитывать:

а) скорость подъема (опускания)груза V п(о) (приложение 3) при

подаче бадей с бетоном должна быть не менее 90-100м/мин. При

выполнении монтажных операций (перемещение бетонных или

металлических конструкций) может быть использован любой кран,

удовлетворяющий п.п. «б» и «в»;

б)высота подъема крюка H тр должна быть не более величины

соответствующего параметра крана Н (приложение 3);

в) вылет крюка L тр и масса груза Q тр должны соответствовать грузовой характеристике крана. Если одна из расчетных характеристик

L тр или Q тр соответствует параметрам крана (приложение 3), т.е.

L max или L min , Q min или Q max , возможность использования крана устанавливается без затруднений. В том случае, если величины L тр и Q тр

находятся в интервалe соответственно L min - L max и Q max - Q min ,

следует построить грузовую характеристику крана и по ней определить возможность применения данного крана.

Грузовая характеристика крана представляет собой графическую зависимость грузоподъемности Q от вылета крюка L (иногда на грузовой характеристике показывают и зависимость L - H ) в соответствующих координатах. Для крана с подъемной стрелой она имеет вид дуги, начальная и конечная точки которой находят по координатам

Q max - L min и Q min - L max .

Промежуточные точки могут быть определены из величины грузового момента M = Q * L = const  тс * м, Н * м  .

Для крана с балочной стрелой грузовая характеристика имеет вид прямой А (грузоподъемность постоянна при любом вылете), прямой Б , когда грузоподъемность изменяется от Q max до Q min в пределах

L min L max , а также ломаной линии В, когда грузоподъемность постоянна на 0,5 вылета, а затем плавно снижается от Q до 0,5Q при L max (рис.5).

В приложении 3 представлены краны с балочными стрелами, имеющие грузовые характеристики вида А или Б .

Рис. 5. Грузовые характеристики башенных кранов

Кран стреловой автомобильный КС-55713-1 грузоподъемностью 25 тонн монтируется на шасси автомобилей КАМАЗ 65115. Предназначен для погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах. Все шасси обладают отличной маневренностью, и легкостью управления, что позволяет использовать кран на объектах с различными типами подъездных путей, а малые габариты делают его пригодным для эксплуатации в стесненных условиях современных городов.

Привод крановой установки осуществляется при помощи двух аксиально-поршневых гидронасосов, которые приводятся во вращение двигателем базового автомобиля через коробку передач и дополнительную коробку отбора мощности. Крановые механизмы имеют индивидуальный привод с независимым управлением от гидромоторов и гидроцилиндров. Гидравлическая система крановой установки обеспечивает плавное управление всеми механизмами с широким диапазоном регулирования скоростей рабочих операций, а также возможность одновременного совмещения нескольких крановых операций.

Трехсекционная телескопическая стрела длиной 9,7 - 21,7 м во втянутом положении обеспечивает крану компактность и маневренность при переездах, а в выдвинутом - обширную рабочую зону и большую высоту перемещения груза при работе.

Дополнительное оснащение стрелы решетчатым гуськом длиной 9 м позволяет обеспечить наибольшую зону обслуживания и размер подстрелового пространства среди аналогичных моделей 25 тонных кранов. Перевод гуська из транспортного положения в рабочее и обратно производится вручную без применения дополнительных грузоподъемных средств.

Возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке позволяет крану выполнять специальные задания: устанавливать грузы в труднодоступных местах, проносить их среди смонтированных конструкций. Для удобства работы в стесненных условиях, предусмотрен режим работы с грузами с установкой крана на опоры при втянутых балках выносных опор.

Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе, микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров работы на дисплее в кабине машиниста. Прибор автоматически осуществляет защиту крана от перегрузки и опрокидывания, оснащен системой координатной защиты крана, необходимой для работы в стесненных условиях, имеет встроенные блок телеметрической памяти ("черный ящик") и модуль защиты крана от опасного напряжения (МЗОН) для работы вблизи линий электропередач.

Таблица 1. Технические характеристики автокрана КС-55713-1

Расширенные характеристики автокрана на базе КамАЗ

Температура эксплуатации, град от -40 до +40
Двигатель дизельный Cummins ISB6.7e4 300
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 220 (300)
Скорость передвижения, км/ч 60
Межосевая блокировка нет
Межколёсная блокировка нет
Централизованная система подкачки шин нет
Угол въезда/съезда, градусы 25/15
Грузоподъёмность с ядовитыми и взрывоопасными грузами, т -
Конструкция стрелы из прямых листов
Количество гидроцилиндров в стреле, шт 2
Вылет стрелы, м 3,2-18,0
Высота подъёма (с гуськом), м 9,0-21,9
Частота вращения поворотной части, об/мин 1,4
Максимальная масса телескопируемого груза, т 4,34
Скорость подъёма/опускания груза 5,0-12,0
Скорость посадки груза, м/мин не более 0,3
Работа на неполном опорном контуре да
Кабина крановщика штатная
Прибор безопасности ОНК-160
Органы управления рычаги
Противовесы съёмные отдельновозимые нет
Гусёк 9,0
Угол установки гуська, градусы 0
Способ перевозки гуська на стреле
-
15,6

Величины, характеризующие техниче­ские возможности и технологические свойства машины, называют параметра­ми. Рассмотрим основные параметры ав­томобильного крана.
Грузоподъемность Q - наибольшая масса груза, поднимаемого на данном вылете стрелы.
Вылет L (рис. 4) - расстояние (по го­ризонтали) от оси вращения поворотной части крана 00 до центра зева крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания - рас­стояние (по горизонтали) от ребра опро­кидывания до центра зева крюка: А1 - при работе без выносных опор, Л2 - на выносных опорах.
Грузоподъемность крана зависит от вылета L. Эту зависимость называют гру-зовой характеристикой и изображают в виде графика (рис. 5,(7): на горизон­тальной оси откладывают в масштабе вылет L, а на вертикальной - грузоподъ­емность g, соответствующую этому вы­лету. Точки пересечения линий, прове­денных параллельно осям, образуют кри­вую, которая позволяет определить гру­зоподъемность крана в зависимости от вылета. Чем больше вылет, тем меньше грузоподьемность крана.
С помощью графика грузоподъемно­сти можно определить массу груза, кото­рую кран, оборудованный той или иной стрелой, может поднять на заданном вы­лете. На графике также видна зависи­мость грузоподъемности крана от нали­чия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана со стрелой длиной 9,75 м на вылете 5 м грузо­подъемность на выносных опорах 11,5 т, а без выносных опор - только 4 т.

Рис. 4. Основные параметры автомобиль­ных стреловых самоходных кранов:
O^O1 и 0202 - условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе соответ­ственно без выносных опор и на выносных опорах

Рис. 5. График грузоподъемности {а) и зона работы (б) крана КС-4571:
1-3 - грузоподъемность крана с длинами стрел 9,75; 15,75; 21,75 м на выносных опорах, 4 - грузоподъемность крана с длиной стрелы 9,75 без выносных опор

В меньшей степени грузоподъемность
крана зависит от длины стрелы крана. Так, при стреле длиной 9,75 м на вылете 5 м грузоподъемность крана 11,5 т, а при стреле длиной 15,75 м - 8,7 т. Эта разни­ца в грузоподъемности крана определяет­ся увеличением массы более длинных стрел.
Следует помнить, что при работе гру­зозахватным приспособлением его масса входит в массу наибольшего допускаемо­го груза, определенного по* графику для заданного вылета. В массу наибольшего допускаемого груза входит также масса грейфера или магнита, если они исполь­зованы в качестве грузозахватного уст­ройства.
При подъеме груза массой Q на грузо­захватное устройство крана -действует грузоподъемная сила (вес груза) G = = 9,81Q м-т-с-2 = 9,81Q кН – 10Q кН. Отсюда следует, что с помощью графика грузоподъемности можно определить не только грузоподъемность Q крана, но и грузоподъемную силу G, действующую на грузозахватное устройство крана.
Произведение вылета на соответ­ствующую ей грузоподъемную силу на­зывают грузовым моментом М = G L, где L - вылет от ребра опрокидывания; G - соответствующая ему грузоподъем­ная сила. Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана.
Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящего­ся в верхнем (высшем) рабочем положе­нии.
Глубина опускания крюка h - расстоя­ние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низ­шем) рабочем положении.
Параметры L и А(А1 или А2) опреде­ляют возможность перемещения груза по горизонтали, а параметры Я и h - но вертикали. При работе на выносных опо­рах значение А2 зависит от значения В - расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов двух соседних вы­носных опор, когда они находятся в ра­бочем положении: A2 = L - 0,5 В. Это расстояние называется поперечнойВ^ или продольной В2 (см. рис. 5,<5) базой вы­носных опор.
При вращении поворотной части кра­на стреловое оборудование перемещается относительно шасси машины в некото­ром секторе о, а, Ь, с,.. ., о, образуя рабо­чую зону. Если через точки опирания вы­носных опор провести окружность а Ъ с’, а то в рабочей зоне образуется кольцо а, Ъ, с, с’, Ъ а’, а, в котором кран может производить подъем, пере­мещение и опускание груза. Площадь а, Ь, с, с Ь а’, а называется полезной ра­бочей зоной.
Центральный угол (3, соответствую­щий двум крайним положениям стрело­вого оборудования, называется зоной ра­боты крана. Если кран может работать при любом положении стрелового обору­дования относительно шасси, то зона ра­боты крана Р = 360°.
Рабочий цикл Т - время, затрачивае­мое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
Производительность крана П - общая масса грузов и конструкций, переме-
щаемых или монтируемых краном за час (г/ч) или смену (т/смена). Часто произво­дительность крана измеряют по числу ра­бочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производитель­ность крана, легко подсчитать число ра­бочих циклов, необходимое для выполне­ния какого-нибудь заданного объема ра­бот в требуемые сроки. Производитель­ность крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии и орга­низации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства ра­бот. Если такого указания нет, имеют в виду среднее значение этого параметра.
Скорость подъема или опускания груза vu - скорость вертикального перемеще­ния груза.
Скорость посадки vM - минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
Частота вращения п поворотной части крана в единицу времени. Иногда вместо этого термина применяют «скорость по­ворота» или «скорость вращения пово­ротной части», что недопустимо.
Скорость изменения вылета vB- гори­зонтальная составляющая скорости пере­мещения крюка при изменении его выле­та.
Время изменения вылета t - время, не­обходимое на изменение вылета от одно­го предельного положения стрелы до другого.
При невыдвижных стрелах параметры IV и t определяют при изменении вылета за счет подъема (опускания) стрелы, а при выдвижных и телескопических стрелах - при изменении вылета как за счет подъ­ема (опускания) стрелы, так и за счет вы­движения ее секций.
Скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел vc - скорость движения секций относительно основной (невыдвижной) секции при изменении длины стрел.
Рабочая скорость передвижения крана vnp- скорость передвижения крана по ра­бочей площадке со стреловым оборудо­ванием, находящимся в рабочем положе­нии, и подвешенным грузом, если пере­движение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.
Транспортная скорость передвижения крана vn T - скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого нахо­дится в транспортном положении.
Скорости рабочих движений крана в значительной мере влияют на его про­изводительность, а следовательно, и на такие технико-экономические показатели его работы, как стоимость машино-смены, приведенные затраты и т. п. Вме­сте с тем практически каждая из скоро­стей имеет важное самостоятельное зна­чение. Например, скорость посадки, а также минимальные частоту поворота крана и скорость изменения вылета крю­ка надо знать, чтобы определить пригод­ность крана для выполнения тех или иных монтажных работ.
Общая (эксплуатационная) масса крана Gp - масса крана со стреловым оборудо­ванием и противовесом при полной за­правке крана топливосмазочными мате­риалами.
Конструктивная масса крана GK - мас­са крана со стреловым оборудованием и противовесом.
Р0 или коле­со Рк - наибольшая вертикальная нагруз­ка, приходящаяся на одну ось или одно колесо в транспортном положении крана.
РВш0 - наибольшая вертикальная нагрузка, при­ходящаяся на одну опору при работе кра­на (стрела располагается над опорой).
Среднее давление выносной опоры на грунт уво- отношение нагрузки на вы­носную опору к площади ее башмака или инвентарной подкладки.
Колея крана К - расстояние между вертикальными осями, проходящими че­рез середины опорных поверхностей хо­дового устройсгва: К1 (рис. 6, а) - при односкатных, К2 (рис. 6, б) - двускатных колесах.
База крана Вк (рис. 6, в) - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес.
База балансирной тележки шасси В г - расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной хо­довой тележки крана.
Минимальный радиус поворота шасси Rmin (рис. 6, г) - расстояние от центра по­ворота до средней точки опоры наиболее удаленного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Габаритный коридор шасси Дш - ши­рина полосы, в которую при минималь­ном радиусе поворота шасси крана Rmin вписывается шасси.
Минимальный радиус поворота крана RK (рис. 7, а) - расстояние от центра пово­рота до наиболее удаленной точки крана при минимальном радиусе поворота шас­си крана.
Минимальная ширина разворота Дх-
ширина полосы, на которой кран может развернуться на 180° при минимальном радиусе поворота шасси крана.
Габаритный коридор въезда Д2 (рис. 7,6) и выезда Д3 крана - ширина полосы, в которую при минимальном ра­диусе поворота шасси вписывается кран при въезде в поворот и выезде из него.
Преодолеваемый уклон пути я - наи­больший угол подъема, преодолеваемый

Краны характеризуются следующими основными параметрами:

  • грузоподъемностью;
  • скоростью подъема груза,
  • скоростью передвижения остова крана или его частей,
  • скоростью поворота;
  • пролетом,
  • колеей;
  • вылетом консолей;
  • вылетом стрелы;
  • высотой подъема груза;
  • глубиной опускания;
  • диапазоном подъема;
  • режимами работы;
  • массой;
  • мощностью двигателей.

Грузоподъемностью крана называют массу номинального (максимального) рабочего груза, на подъем которого рассчитана машина.
Грузоподъемность кранов , т, принимается из номинального ряда грузоподъемностей :

0,025 0,050 0,100 0,160 0,200 0,250 0,320 0,400 11.500 6.630
0,800 1,000 1,250 2,000 2,500 3,200 4,000 5,000 6,300 8.000
10,0 12,5 16,0 25,000 32,000 40,0 50,0 63,0 80,0 100,0
125,0 140,0 160,0 225,0 250,0 280,0 320,0 360,0 400,0 450,0
500,0 560,0 630,0 800.0 900,0 1000,0

Скорости движения различных механизмов выбирают в зависимости от требований технологического процесса, характера работы, типа машины и ее потребной производительности.
При малой протяженности пути перемещения высокие скорости нецелесообразны, так как механизм может не достичь значения установившейся скорости и будет работать только в пусковом и тормозном режимах.

Номинальные скорости рабочих движений грузоподъемных кранов принимаются из следующих рядов:

Линейные скорости, м/с:

0,125 0,160 0,200 0,250 0,320
0,400 0,500 0,630 0,800 1.000 1,250
1,600 2,000 2,500 3,200 4.000 5,000
6,300 8.000 10,000 12,500
- частота вращения, с:
0,0032 0,0040 0,0050 0,0630 0,0080 0,0100
0,0125 0,0160 0,0200 0,0250 0,0320 0,0400
0,0500 0,0630 0,0800 0,1000 0,1250 0,1600
0,2000 0,2500 0,3200

Пролет крана L — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути.
Колея В1 — расстояние между продольными осями, проходящими через середину опорных поверхностей ходового устройства. Возможно употребление термина «поперечная база».
Вылет консоли l - расстояние от оси опоры остова до конца консоли.
Рабочий вылет консоли lк - расстояние от оси опоры остова до крайнего положения крюка.
Вылет стрелы Lc — расстояние по горизонтали от оси вращения крана до вертикальной линии, проходящей через точку подвеса груза.
Высота подъема Н — расстояние от уровня пола до верхнего положения грузозахватного устройства.
Глубина опускания h — расстояние от уровня кранового пути до грузозахватного органа, находящегося в нижнем допустимом положении.
Диапазон подъема (Н + h) — расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа.
Краны характеризуются работой при повторно-кратковременных включениях, при котором грузозахватное устройство и груз совершают периодические возвратно-поступательные движения, а механизмы последовательно изменяют направление движения. Так, работа механизма подъема состоит из процессов подъема и опускания груза, подъема и опускания грузозахватного устройства без груза, а работа механизмов поворота и передвижения — из движений в одну и другую сторону с грузом и без него. Каждый цикл характеризуется чередованием периодов работы и технологических пауз.
В периоды пауз электродвигатель не включен и механизм не работает. Это время используется для загрузки и разгрузки грузозахватного устройства и для подготовки проведения следующего процесса работы механизма.
Каждый процесс движения можно разделить на период неустановившегося движения, в течение которого происходит разгон (период пуска) или замедление (период торможения) поступательно движущихся и вращающихся масс груза и механизма, а также на период движения с постоянной скоростью (период установившегося движения).
Время разгона и ускорения движения кранов и крановых тележек можно определить из таблицы 4.5.1.
Продолжительность цикла работы механизма крана складывается из времени пуска, времени движения с установившейся скоростью, времени торможения и времени пауз:

Номинальные мощности в каталогах приводятся для ПВ = 15; 25; 40; 60 %.

Таблица 4.5.1

Кран Назначение Условия

использования

Механизм Наибольшее

время разгона, с

Расчетное ускорение, м/с*
Мостовой Общего назначения ЗК 5К В помещении Мост 5 0,20
Грейферный 7К…8К В помещении Мост Тележка 6 0,35
На открытом воздухе Мост Тележка 6 0,20
Технологический На открытом воздухе Мост Тележка 5 0,50
Козловой Общего

назначения

На открытом воздухе Мост Тележка 6 0,20
Контейнерный На открытом воздухе Мост Тележка 6 0,20
Портальный Монтажный На открытом воздухе Поворот Стрела 4 0,40
Перегрузочный На открытом воздухе Поворот Стрела 5 0,50
Кран-

штабелер

6К…7К В помещении Мост 6 0,3

В зависимости от условий использования краны разделяют на восемь групп режима работы. Режим работы определяется в зависимости от класса использования и класса нагружения.
Класс использования крана (таблица 4.5.2), отражающий интенсивность использования крана при эксплуатации, характеризуется числом циклов работы, которое кран должен совершить за срок службы.
Таблица 4.5.2

Класс использования

Обшее число циклов крана о срок его службы
СО До 1,6×10*
С1 От 1,6×10′ до 3,2×10*
С2 От 3,2×10″ до 6,3×10*
СЗ От 6,3×10″ до 1,25хЮ5
С4 От 1,25×10* до 2:5х10=
С5 От 2,5×10′ до 5,0×10′
С6 От 5,0×10′до 1,0×10″
С7 От 1,0×10″ до 2,0×10*
С8 От 2,0×10″ до 4,0×10°
С9 Более 4×10″

Срок службы крана- 15 — 25 лет.
Цикл работы крана включает перемещение грузозахватного устройства к грузу, подъем и перемещение груза, освобождение грузозахватного устройства и возвращение его в исходное положение.
Класс нагрузки крана определяется распределением массы перемещаемых краном грузов относительно номинальной грузоподъемности Qном крана за срок его службы. Масса грузозахватного устройства включается в значение массы перемещаемого краном груза. Класс нагрузки характеризуется коэффициентом нагружения, отражающим влияние нагружения на выносливость элементов конструкции.

Где:
Ni — число циклов работы крана за срок его службы с грузом массой Qi;
NT = сумма Ni- общее число циклов работы крана за срок его службы.
Характеристика классов нагружения кранов в зависимости от коэффициента нагружения приведена в таблице 4.3.
Таблица 4.5.3

Класс использования

Качественная характеристика работы крана Срок службы, год
СО Редкая (эпизодическая) -
С1 Редкая в одну смену -
С2 15
СЗ Относительно регулярная в одну смену 20
С4 Малоинтенсивная в одну смену 20
С5 Малоинтенсивная в две смены 20
С6 Средненнтенсивная в две смены 20
С7 Интенсивная в две смены или среднеинтенсивная в три смены 20
CI Интенсивная в три смены 30
С9 Весьма интенсивная в три смены 30

Когда отсутствуют исходные данные для расчета Кр, класс нагружения определяют по данным, приведенным в таблице 4.5.5.

Таблица 4.5.5

Группу режима работы кранов в зависимости от класса использования и класса нагружения определяют по данным таблицы 4.5.6.
Таблица 4.5.6

Класс нагружения

Класс использования
СО С 1 С2 СЗ С4 С5 С6 С7 С8 С9
Q0 - - 1 К 1 К ЗК
Q1 - 1 К 1 К ЗК 4 К
Q2 1 К ] К ЗК
Q3 1 К ЗК -
Q4 3 К - -

При транспортировании грузов, нагретых до температуры более 300 °С, расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ и других опасных грузов, группу режима работы крана принимают не менее 6 К; исключение составляют самоходные стреловые краны, группа режима работы которых для транспортирования указанных грузов должна быть 3 К.

Примерное распределение грузоподъемных кранов по группам режима работы следующее.

Группа 1К краны с ручным приводом всех или части рабочих механизмов, обслуживающие насосные и компрессорные станции, машинные залы электростанций, ремонтные краны, вспомогательные краны механических цехов, приводные ремонтные краны мостового типа с приводными подвесными талями, редко используемые погрузочные краны, стреловые самоходные краны для монтажа промышленного оборудования.
Группа 2К ручные краны , часто используемые для установки заготовок на обрабатывающие станки; приводные краны мостового типа с приводными подвесными талями, применяемые для перегрузочных работ ограниченной интенсивности; вспомогательные мостовые краны механических цехов и краны, интенсивно используемые только при монтаже оборудования; мостовые краны с лебедочными грузовыми тележками для машинных залов, электростанций и ремонтных работ.
Группа 3К - приводные краны мостового типа с приводными подвесными талями, используемые на перегрузочных работах средней интенсивности, а также краны для транспортных и монтажных работ в механических цехах; краны с лебедочными грузовыми тележками для перегрузочных работ ограниченной интенсивности и интенсивно используемые только при монтаже оборудования; башенные строительные краны для монтажа промышленных зданий, сооружений и оборудования; стреловые самоходные краны для погрузочных и монтажно-строительных работ.
Группа 4К - башенные строительные краны , используемые на складах и полигонах заводов железобетонных изделий; передвижные консольные краны и краны на колонне для перегрузочных и вспомогательных работ.
Группа 5К - приводные краны мостового типа с лебедочными грузовыми тележками , используемые на перегрузочных работах средней интенсивности; краны для технологических работ в механических цехах, на складах готовых изделий предприятий строительных материалов и складах металлолома, контейнерные краны на железнодорожных станциях, складах промышленных предприятий, занятые на перегрузке различных грузов, в том числе и контейнеров; мостовые и стеллажные краны-штабелеры с управлением с пола на складах тарных грузов.
Группа 6К - грейферные, магнитные и магнитно-грейферные приводные краны мостового типа , работающие на складах с разнообразными грузами, преимущественно при сезонном использовании; контейнерные краны для перегрузки только контейнеров; мостовые и стеллажные краны-штабелеры с управлением из кабины и автоматического действия на складах тарных грузов; крюковые перегрузочные портальные краны на транспортных складских объектах; грейферные портальные краны на складах промышленных предприятий и в портах при сезонной работе; краны портальные — лесопогрузчики с приводным грейфером на складах круглого леса; консольные передвижные краны в литейных цехах.
Группа 7 К приводные краны мостового типа с лебедочными грузовыми тележками при круглосуточной работе ; краны с двухканатными грейферами и магнитно-грейферные, работающие на складах насыпных грузов и металлолома с однородными грузами при некруглосуточном использовании; закалочные, ковочные, литейные краны цехов металлургического производства; башенные строительные краны, обслуживающие гидротехническое строительство.
Группа 8 К приводные краны типа ; магнитные, используемые в цехах и на складах металлургических предприятий и металлолома при работе с однородными грузами, а также траверсные, мульдомагнитные, мульдр-грейферные, мульдо-завалочные, копровые, ваграночные, шихтовые, колодцевые и для раздевания слитков в цехах металлургических предприятий; грейферные краны-перегружатели на складах насыпных грузов; портальные грейферные краны складов и портов при круглосуточной и круглогодичной работе.

Рекомендуем почитать

Наверх