Дорожный бордюр 1000х300х150 незаменим при благоустройстве улиц. Он...
Светлая гостиная всегда выглядит просторно, светло и свежо. Ее интерьер задает...
План изучения темы:
7.1 Наклеивание как технологическая операция.
7.2 Р азновидности клея для бумаги и картона. Правила работы с клеем.
7.3 Приемы выполнения работ по склеиванию бумаги, картона.
7.4 Аппликация из бумаги как художественная техника. Цветовое и композиционное решение в аппликационных работах.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение операции «наклеивание».
Какие разновидности клея бывают? Назовите достоинства и недостатки различных клеев. Какой клей используется младшими школьниками для склеивания деталей из бумаги и картона? Как приготовить клей для бумаги из крахмала или муки? Перечислите основные инструменты и приспособления для работы с клеем. Назовите правила аккуратной и безопасной работы с клеем .
Охарактеризуйте приемы выполнения работ по склеиванию: намазывание склеиваемых поверхностей клеевыми составами; высушивание склеенных изделий. Что такое «коробление»? Каковы причины появления морщин на поверхности бумажных изделий при склеивании ? Опишите приемы оклеивания картона цветной бумагой .
Что такое «аппликация»? Какие требования предъявляются к аппликации? Как рационально организовать рабочее место при выполнении аппликационных работ? В какой последовательности изготавливается аппликация ?
Охарактеризуйте основные операции при изготовлении аппликаций (разметка, резание, обрывание, сгибание, склеивание); а также частные способы обработки бумаги (разрывание и сминание).
Что такое «композиция»? В каких значениях может употребляться этот термин? Дайте определения таким выразительным средствам композиции, как симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, ритм, пропорции, колорит. Какими способами можно передать перспективу в изображении ?
Охарактеризуйте составляющие композиционного решения при изготовлении аппликации (форма, размер фигур, симметрия, ритм). Что значит «правильно закомпоновать аппликацию»? Какие композиционные навыки отрабатываются в 1 классе при изготовлении сюжетной аппликации ?
Какие элементарные представления о выразительности цвета формируются в 1 классе? Как эти представления развиваются в последующих классах ? Охарактеризуйте составляющие цветового решения при изготовлении аппликации (ритм, выразительность, декоративность). Как подобрать цвета для аппликации ?
При ответе используйте материалы задания 2.
Задания:
Подберите виды работ для младших школьников с нетрадиционным использованием клея ПВА .
Подготовьте письменное сообщение «Структура цветового круга. Правила сочетания цветов» .
Акварельными красками выполните цветную схему «Сочетание двух и трех цветов в круге из двенадцати цветов» . Выпишите цвета по группам: основные, составные, теплые, холодные, хроматические, ахроматические.
Творческое задание. Изготовьте объёмную маску из бумаги и картона. Подготовьте письменное сообщение «Из истории маски».
Литература:
Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 26-29, 111-126.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.- метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – С. 30-33, 47.
Касабуцкий, Н.И. Дидактические материалы по изобразительному искусству (1-6 кл.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Касабуцкий. – М.: Беларусь, 2007. – С. 35-37, 40-43.
Касабуцкий, Н.И. Композиция: учеб.-метод. пособие / Н.И. Касабуцкий. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. – 68 с.
Никодели, Г.Б. Техника живописи / Пер. Г. Семеновой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 8-10.
Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 44-45, 59-63, 65.
Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.
Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 23-34.
Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. – М.: Просвещение, 1983. - С. 58-67.
Щемель, Т.Н. Мастерим с фантазией. Нетрадиционное использование клея ПВА в детском творчестве / Т.Н. Щемель // Пачатковая школа. – 2011. - №4. – С. 71-72.
Склеивание бумаги и картона
Клеи для склеивания бумаги называют конторскими. Лучшие из них прочные, бесцветные и не вызывающие коробления - это "СК-1", "СИН-ТЕКС", "АДГЕЗИН", "ОРТОФИКС", "СИНТЕТИЧЕСКИЙ ДЛЯ БУМАГИ" и ряд клеев на основе поливинилацетатной эмульсии, например клей "СИНТЕТИЧЕСКИЙ". Широко используются и другие конторские (или канцелярские) клеи. Наименее удачными следует признать клеи на основе жидкого стекла - силикатные (их выпускается несколько марок). Бумага от них коробится, склеенное место впоследствии желтеет. Универсальные клеи "АГО", "КИТТИФИКС", "МЁКОЛ" также хорошо склеивают бумагу.
Для того чтобы наклеивать фотографии в альбомы, очень удобен резиновый клей. Наклеенные с помощью резинового клея фотографии не коробятся, при необходимости их легко отделить от толстой бумаги, а остатки клея удалить обычным ластиком.
Все перечисленные клеи упакованы либо в тубы, либо во флаконы, которые иногда снабжены капельными носиками или кисточками для равномерного распределения клея по бумаге. Выпускается клей и в более удобной упаковке - карандаш (на основе сополимера винилпиролидона и винилацетата), несколько напоминающий по форме губную помаду. Чтобы карандаш не высыхал, в перерывах между пользованием его надо обязательно закрывать крышкой.
Если не требуется, чтобы клей быстро схватывался, то бумагу можно клеить и универсальными клеями на основе поливинилацетатной эмульсии - "СИНТЕТИЧЕСКИМ ДЛЯ БЫТА", "ПОЛИВИНИ Л АЦЕТАТНЫМ", "ПВА", "ПВА-А", "ПВА-Б", "ЭПВА".
Все жидкие клеи наносят на один из склеиваемых листов бумаги, накладывают другой лист и прижимают рукой. Продолжительность отверждения (схватывания) 3-5 мин. Карандашом также промазывают один лист, а затем накладывают второй.
Для склеивания бумаги с другими материалами применяют следующие клеи:
С картоном-"СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "СК-1", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ" и другие казеиновые клеи, "КЛЕЙ ДЕКСТРИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ", "АДГЕЗИИ", "АГО", "ЕГА" и др.;
С фанерой или деревом - "СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ", "СК-1", "АГО" и "ЕГА";
Со стеклом - "СИНТЕТИЧЕСКИЙ", "КЛЕЙ КАЗЕИНОВЫЙ КОНТОРСКИЙ" (нельзя применять силикатный) ;
Лариса Ахременко
Правила работы с бумагой
Все работы нужно выполнять на подкладном планшете (клеенка, бумага, картон).
Чистота рук обеспечит аккуратное выполнение работы.
Склеенные детали следует протирать чистой сухой салфеткой (тряпочкой).
Окончив занятие, необходимо тщательно убрать рабочее место, инструменты привести в порядок, а руки обязательно вымыть.
В дошкольном и младшем школьном возрасте рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами. Ножницы должны храниться в специальном футляре. Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается. | Бумагу или картон следует резать:
По прямой линии - серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;
По кривой линии - смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой (правой) рукой материал;
По внутреннему контуру - проколоть кончиками ножниц бумагу в середине круга (овала, сделать надрез до линии разметки и вырезать отверстие по намеченным линиям.
1. Держать кисть вертикально к поверхности.
2. Размашистыми движениями от середины к краям наносить клей тонким слоем на всю поверхность детали.
3. Аккуратно накладывать детали на смазанную клеем поверхность. 4. Протирать деталь чистой тряпочкой от середины к краям.
5. При необходимости сушить изделие под прессом.
В случае попадания клея в глаза обязательно промыть их водой.
1. Складывать бумагу и картон нужно только на столе.
2. Линию сгиба обязательно проглаживать от середины к краям ребром ладони, а затем гладилкой.
3. При сгибании плотной бумаги или картона надо сначала прочертить линию сгиба по линейке острым предметом (чертилкой).
1. Перед тем как приступить к работе с детьми, внимательно прочитать описание технологического процесса, продумать его алгоритм.
2. Попробовать самому смастерить предложенное изделие.
3. Адаптировать объяснение процесса изготовления каждой поделки соответственно возрасту детей, их реальным возможностям.
4. Организовать рабочее место ребенка удобно и безопасно.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №1 выпуска №41 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.12.1984 N 350/23-45
(В редакции Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.09.1986 N 335/20-98, Минтруда РФ от 21.11.1994 N 71)
Характеристика работ . Склеивание пакетов, мешков, футляров, конвертов и других изделий массового производства. Роспуск и нанесение клея на детали, изделия из бумаги, картона, фольги и других материалов. Разборка, сортировка расслоя картона по сортам и его склейка. Контроль качества склейки и проклейки изделий.
Должен знать: правила склеивания картона, бумаги, ротопленки, восковки; требования, предъявляемые к качеству склейки изделий.
Характеристика работ . Проклейка листовой бумаги, картона, вспомогательных и декоративных материалов на клеильно-мазальной машине и вручную. Наклейка потали на картон. Сушка, протирка и укладка картона в пачки. Наклейка поясков на цилиндр ровничной катушки на опрессовочной машине. Свивка сегментов в манжеты на болванках. Регулирование работы машины и наблюдение за чистотой нанесения клея. Подгонка восковки и ротопленки к подкладке, приутюживание расплавленным парафином, а ротопленки - клеем. Предварительная отсортировка непригодных по техническим условиям листов. Счет листов и укладка их в коробки.
Должен знать: устройство и правила обслуживания клеильно-мазальной машины; технологический режим проклейки и склейки; рецептуру, виды и назначение клеев.
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Клейщик бумаги, картона и изделий из них » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция клейщика бумаги, картона и изделий из них, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.
Бумага бывает разного качества: от тонкой прозрачной - папиросной, до плотной, которую очень трудно даже надорвать, - металлизированной.
Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.
Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.
Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.
Работая с клеем, не забывай о правилах, которые необходимо выполнять, чтобы не было неприятностей.