Проектирование вертолетных площадок на крыше нормы. Проектирование вертолетных площадок на крышах зданий и многоэтажных паркингов

Устройства защиты 11.12.2023

Вертолет в настоящее время является всё более востребованным:

  • перевозка пассажиров, почты, различных грузов;
  • полеты в труднодоступные места;
  • скорая медицинская помощь;
  • борьба с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
  • строительно-монтажные работы;
  • патрульная служба и многое другое.

А в связи с тем, что количество автомобилей растет очень быстро, а количество дорог такими темпами не увеличивается, то для быстрого достижения какой-либо географической точки надежнее использовать именно вертолет.

Проблема вертодромов в России

Но при использовании вертолетов также возникает проблема - отсутствие соответствующей инфраструктуры. Мы как специалисты в области эксплуатации современной вертолетной техники с одной стороны и в области проектирования вертолетных объектов с другой, видим недостаточное количество площадок. Те площадки и вертодромы, которые существуют в ряде случаев не соответствуют современным нормативам и растущим потребностям вертолетного парка.

Вертодром - это комплекс объектов, включая посадочную площадку, топливо-заправочный комплекс, стоянки и ангары, места отдыха и питания, а в большинстве случаев еще и клуб единомышленников, посадочную площадку, заправочную станцию.

ФИНАМ Аэро решает полный комплекс задач связанный с эксплуатацией и обслуживанием авиационной техники. В частности, – входит в круг решаемых нами задач. Здесь мы имеем богатый практический опыт по созданию современных и красивых вертолетных площадок. Однако наша приоритетная задача сегодня – вертодром.

Строительство вертолетной площадки

Строительство вертолетной площадки стационарной – основная категория решаемых компанией проектов. Такой вертодром может быть организован в составе действующего аэродромного комплекса или на отдельном земельном участке и использоваться долговременно. Проектирование вертолётных площадок требует тщательного подхода, учитывающего множество факторов. Необходимо провести целый ряд предпроектных работ, включая:

  1. анализ аэронавигационной обстановки,
  2. геологические и геодезические исследования,
  3. доступность различных коммуникаций и пр.

Такой стационарный вертодром обычно имеет:

  • ангары для хранения и обслуживания вертолетов,
  • топливозаправочный комплекс,
  • светосигнальное оборудование для эксплуатации в любое время суток.

Проектирование вертолетной площадки

Проектирование вертолетных площадок для временного использования другая задача со своей спецификой. Площадка состоит из:

  • плоских прочных панелей,
  • крюков
  • и метизов для сборки.

Такие конструкции хоть и собираются довольно быстро (около тридцати минут под вертолет МИ-8), долговечны и надежны. Оборудование вертолетной площадки такого рода может быть быстро развернуто в нужном месте, а его транспортировка осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом.

Временные вертолетные площадки востребованы в коттеджных поселках, элитных местах (VIP-отели, парки, дома отдыха, загородные клубы приморских курортов России и других регионов), в местах проведения бизнес-встреч и пр.

Проектирование вертолетной площадки для высотных зданий

Проектирование вертолетной площадки, на кровле многоэтажных зданий важная специализация подразделения девелопмента ФИНАМ Аэро. Главное качество вертолета – возможность приземления на сравнительно маленький участок поверхности, и это его свойство сейчас в полной мере используется. На крышах:

  • высотных домов в городской застройке,
  • бизнес-центров,
  • медицинских объектов,
  • объектов МЧС

Строительство вертолетной площадки стало уже необходимостью.

Такие работы могут выполнять только специалисты, которыми и являются сотрудники компании ФИНАМ аэро. При проектировании и строительстве учитываются все стандарты и требования , предъявляемые к такого рода объектам. Дополнительно мы берем на себя работу по оформлению правоустанавливающей и технической документации, в частности – при строительстве вертодрома – оформляем .

Полный комплекс услуг, начиная от предпроектных изысканий и заканчивая организацией вертолетного трафика через построенную и зарегистрированную нами вертолетную площадку, выгодно отличает группу компаний ФИНАМ Аэро от всех остальных!

Финам Аэро - профессиональное и качественное проектирование и строительство вертолетной площадки в нужном месте, в нужный час.

Отправить заявку

В мегаполисах у многих обеспеченных людей рано или поздно стаёт вопрос о том, чтобы перейти на альтернативный транспорт, особенно когда нужно быстро добраться за город или на один из объектов бизнеса. На машине путь занимает длительное время, так как пробки, которые возникают каждый день, не дают своевременно добраться до пункта назначения. Выбором многих становится вертолёт, который позволяет быстро и без пробок добраться в любое место. Но по требованиям законодательства и техники безопасности, вертолёты в городе должны приземляться только на специально оборудованные площадки, чтобы гарантированно предотвратить аварии. Проектирование вертолётных площадок — задача непростая, она требует знания не только в области авиамеханики, но также и всех законодательных требований, в соответствии с которыми должен выполняться проект.

Проектирование вертодромов: безопасность и функциональность.

Главное правило для любой площадки — это безопасность. Она должна быть оборудована по всем современным стандартам, которые упрощают посадку в условиях города, имеют сигнальные огни, разметку, и т. д. Очень важно также, чтобы территория и покрытие выдерживали вес вертолёта, который будет туда приземляться. Если не учитывать фактор веса самолёта, то можно столкнуться с очень быстрым износом здания, прогибами конструкций крыши и т. д. Именно поэтому, когда выполняется проектирование вертолётных площадок, нормы должны соблюдаться по всей строгости. Обращаясь к нам, вы гарантированно получаете профессионально выполненный проект, который будет учитывать все особенности современных площадок и вертолётов, которые планируют туда приземляться.

Множество компаний, которые занимаются проектами, учитывают только отечественные нормы и стандарты, стараясь предоставить проект как можно быстрее, и чтобы по смете он выходил очень дешёвым. С одной стороны, клиентов завлекают низкие цены, но они могут сильно пожалеть, что согласились на такой вариант. В нашей компании мы всегда используем международные стандарты и нормы, которые намного строже отечественных. Это позволяет нам добиться отменного качества как выполненного проекта, так и площадки, которая будет по нему выполнена. В особенности это касается площадок, приспособленных к этому. Нужно грамотно укрепить конструкцию крыши и использовать современные материалы, которые гасят вибрации и не дают материалам стен и потолков в здании вибрировать и изнашиваться. После идеально выполненного профессионального проекта, при сооружении площадки вы уже почувствуете всю надёжность данной конструкции. А при использовании и вовсе увидите, что здание, на крышу которого приземлился вертолёт, ничем не отличается от обычного, и его жильцы никак не ощущают этот фактор.

Проектирование вертолётных площадок играет немалую роль и в удобстве использования. Если продумать все современные и необходимые меры безопасности, разметки, сигнализации и т. д. , то использовать площадку станет намного удобнее, так как она будет оборудована, местами автоматизирована и хорошо освещена в любое время суток. Это существенно снизит риски аварийных ситуаций, ведь даже у самых опытных пилотов при сильном ветре или буре случаются непредвиденные ситуации, которые либо требуют экстренности посадки, либо могут привести к столкновению с каким-либо объектом на крыше. И хотя такие случаи редко заканчиваются серьёзными повреждениями и травмами пилота и пассажиров, всё же нужно предусмотреть их заранее, чтобы в случае их возникновения вы были спокойны и уверенны.

Необходимость устройства для высотного здания площадки для вертолета или спасательной кабины (капсулы, платформы и др.) определяется исходя из наличия и технических возможностей наземных подвижных спасательных средств, а также расчетного варианта эвакуации людей из здания.

Вертолетные площадки следует проектировать на каждые полные и неполные 1000 м 2 площади кровли здания.

При этом необходимо предусмотреть выход на кровлю и ограждение кровли высотой не менее 1,5 м. В местах перепада отметок кровли для подъема на уровень площадки для вертолетов и спасательных кабин следует предусматривать наружные эвакуационные лестницы 3 типа.

Возможность посадки вертолета соответствующего класса, эксплуатируемого на территории республики, непосредственно на покрытие высотного здания, количество и тип спасательных кабин вертолетов должны оговариваться в задании на проектирование.

Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°.

Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от ее центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 25 кН (2500 кг), удельной нагрузки до 0,25 МПа (2,5 кг/см²).

Расположение вертолетных площадок на территории должно исключать возможность их использования не по прямому назначению (в качестве автостоянок и др.). Вертолетные площадки рекомендуется делать возвышенными по отношению к прилегающей территории на 0,3 м и ограждать стационарным барьером. Размер площадки должен составлять не менее 20х20 м.

Края вертолетной площадки должны располагаться на расстоянии не менее 70 м от ближайшего здания, но не далее 500 м от высотного здания. На удалении 30 м от краев вертолетной площадки не должно быть деревьев, опор освещения, проводов и других помех и препятствий.

Покрытие площадки должно выдерживать статическую и динамическую нагрузку от вертолетов соответствующего класса. Статическую и динамическую нагрузку на покрытие, рассчитанное на посадку вертолетов, следует принимать равной:

— вертолетов класса Ми-2 – 37 кН (3,7 т) и 74 кН (7,4 т) соответственно;

— вертолетов класса Ми-8 – 130 кН (13 т) и 260 кН (26 т) соответственно.

К площадке следует предусматривать не менее 2-х подъездов для машин скорой помощи.

Вертолетная площадка на покрытии здания должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом), а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки – не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м.

Сведения о функциональном назначении объекта

Вертолетная площадка предназначена для обеспечения взлета и посадки вертолетов: Robinson R44 (полный взлетный вес 1089 кг., диаметр несущего винта до 10,06 м), Eurocopter ЕС 130 (полный взлетный вес до 3000 кг, длина до 13 м, диаметр несущего винта до 11 м), BELL-407 (полный взлетный вес 2268 кг., диаметр несущего винта 10,66 м.), Eurocopter AS-350 (полный взлетный вес 2250 кг., диаметр несущего винта 10,69 м.); гелиокоптеров «Ка-226» (максимальная взлетная масса 3400 кг., диаметр несущего винта до 13 м, длина фюзеляжа 8,10 м); легкого вертолета «Ансат» (максимальная взлетная масса 3300 кг., диаметр несущего винта до 11,5м.). В проекте предусмотрено обеспечение круглосуточного выполнения полетов, в простых и сложных метеоусловиях для оказания скорой медицинской помощи при чрезвычайной ситуации. Полёты - эпизодические. Постоянное базирование вертолетов на вертолетной площадке не предусматривается. Опознавательная маркировка вертолетной площадки ориентирована в направлении господствующих ветров в соответствии с годовой розой ветров данного района. Техническое обслуживание воздушных судов не предусматривается. Заправка вертолета топливом на вертолетной площадке не производится. Не предусматривается наличие специальной техники, обеспечивающей устранение обледенения вертолета и подогрева основных агрегатов в зимнее время.

Данные о проектной мощности объекта

Вертолетная площадка размещается на территории земельного участка с учетом требований по безопасности, эргономике, экологии и градостроительного плана. Вертолетная площадка работает в режиме постоянной готовности к обеспечению взлета. Взлет-посадка вертолета на ВП обеспечивается по вертолетному (без использований воздушной подушки) строго вертикально. Настоящая горизонтальная посадка вертолетной площадки обусловлена требованием по заданию на ее проектирование в непосредственной близости от Многофункционального спортивного комплекса «Сопка». Технологически эти объекты связаны. В проекте предусмотрено обеспечение круглосуточного выполнения полетов, в простых и сложных метеоусловиях для оказания скорой медицинской помощи при чрезвычайной ситуации. Полёты - эпизодические. Техническое обслуживание воздушных судов не предусматривается. Заправка вертолета топливом на вертолетной площадке не производится. Не предусматривается наличие специальной техники, обеспечивающей устранение обледенения вертолета и подогрева основных агрегатов в зимнее время. Стационарные системы запуска двигателей и электроснабжения бортовой сети вертолета на ВП не устанавливаются. Вертолетная площадка имеет размеры применительно к расчетному вертолету «Ансат»: зона приземления и отрыва (TLOF) диаметром 11,43 м; зона конечного этапа захода на посадку и взлета (FATO) диаметром 13,77 м; зона безопасности- 27,54x27,54 м; рабочая площадка имеет размер 15x15 м. Согласно технологическим регламентам с учетом выданного Заказчиком проектного задания постоянного присутствия обслуживающего персонала на объекте не предусматривается.

Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.

Для вертолета Ми-8

Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.

Для вертолета Ми-26

Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.

Общие положения

Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).

Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.

Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.

При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.

После посадки:

  1. При выключении вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
  1. Без выключения двигателей вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.

Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!

Размеры и разметка

1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета

Обозначение границ

1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус

Поисково-спасательные работы на Ми-8

При выполнении ПСР, поисково-спасательная группа подбирает площадку для посадки вертолета с посадочной зоной 50х50 м (исключая на ней препятствия высотой более одного метра) и рабочей площадью 20х20 м (препятствий не должно быть). Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 м.

Поисково-спасательная группа должна состоять не более чем из 6 человек (один из которых доктор и старший группы), с закрепленной :

  • у старшего группы;
  • доктора;
  • одного из спасателей (для видео-фиксации ПРС и при необходимости разбора выполненных работ).

Поисково-спасательная группа должна иметь при себе:

  • все необходимое поисково-спасательное снаряжение и оборудование как для работы на суше, так и на воде (бинокль, спусковые устройства и снаряжения, спасательные жилеты и гидрокостюмы), а также носилки;
  • спасательное снаряжение для пострадавших (косынку, спасательные жилеты – для эвакуации пострадавших с режима висения над сушей и водной поверхностью).

Рекомендуем почитать

Наверх