Принципы построения древесно-кустарниковых композиций. Построение композиций Классификация древесных пород

Выключатели 28.10.2023
Выключатели

Текстура – это характеристика поверхности, которая зависит от просветов в кроне и характеристики листовой пластинки.

Просветы в кроне или прозрачность кроны имеет большое санитарно-гигиеническое и архитектурное значение. Деревья и кустарники с плотной, непрозрачной кроной наиболее эффективно защищают от солнечных лучей, пыли, снега, ветра. Растения с прозрачной кроной образуют менее интенсивную тень, пропускают больше пыли и снега.

В архитектурном отношении использование растений с плотными кронами дает возможность четко ограничить определенное пространство. Такие растения создают хороший фон для скульптур и павильонов. Растения с прозрачной кроной увеличивают игру света и тени, являются прекрасным дополнением к архитектуре зданий.

Прозрачная крона у березы повислой, ясеня американского, обыкновенного, пенсильванского, осины, алычи, ивы белой.

Малопрозрачная крона у пихты сибирской, клена остролистного, ольхи черной, каштана конского, туи восточной и западной, у всех можжевельников, всех черемух, елей, кедра сибирского, дубов, лип.

1. По фотографиям деревьев и кустарников вычленить форму кроны по самой плотной части. Примеры приведены на рис.5 и рис.6.

2. Дать характеристику деревьев и кустарников в соответствии с приведенными выше определениями.

Рис.5. Примеры форм крон хвойных деревьев

Рис.6. Примеры форм крон лиственных деревьев

Тема №3. Построение древесно-кустарниковой группы (развитие объемно-пространственного мышления). Построения графика декоративности пород.

Группа – это насаждения, собранные в самостоятельную композицию, размещенную изолированно от массива.

Группы бывают древесные, кустарниковые и смешанные. Они могут быть компактные, рыхлые и сквозистые.

Как и в природе группа строится по принципу многоярусности. Деревья – 1 ярус, кустарники, окружающие их – 2 ярус, многолетники – 3 ярус.

В русских усадьбах и парках наиболее распространенными сочетаниями пород были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень.

Дуб редко встречается в смешанных группах. Он больше подходит для одиночного акцента.

Кустарники хорошо декорируют нижнюю часть группы и стволы деревьев, делая группу плотной и стройной. Также они добавляются для создания контрастных по цвету листвы или цветков сочетаний; для объединения деревьев в единую композицию; для создания групп длительного цветения.

Деревья в группах могут размещаться симметрично по отношению друг к другу или несимметрично, в свободном порядке.

Сажать растения нужно, учитывая биологические особенности каждого экземпляра. Светолюбивые березы, ясени и сосны сажают на расстоянии 3-7м, теневыносливые клены, липы – 2-5м. Пихту лучше сажать на расстоянии 3-4м, ель 4-5м, тую и можжевельник 0,4-2м. При близкой посадке (0,5м) у растений отмирают скелетные ветви.

Кустарники в группах сажают на расстоянии 0,5-3м друг от друга, в зависимости от их высоты. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1-3м; средние (парковые сорта роз, снежноягодник) – 0,8-1,5м; мелкие (барбарис Тунберга, некоторые виды спирей) – 0,1-0,7м.

Группы делятся на контрастные и нейтральные (построенные на плавных изменениях одного декоративного признака).

Ядро группы создается из одного или нескольких деревьев, обычно более высоких, оно может быть чистым и смешанным по составу. При использовании растений нескольких видов нужно подобрать близкие по окраске листвы.

В случае посадки хвойных в окружении лиственных расстояние между ними должно быть 4-8м.

Лишь теневыносливые кустарники выдержат постоянную нехватку света под пологом высоких деревьев – такие как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская и золотистая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная.

Светолюбивые кустарники высаживают на расстоянии 2-10м от деревьев. Кустарники, посаженные близко к деревьям (0,3-1м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.

1. Создать сложную многоярусную группу. Примеры приведены на рис.7, рис.8 и рис.9.

2. На чертеже должны быть план, фронтальное изображение с размерными линейками и график декоративности пород (см. выше пояснительную записку).

3. Задания выдаются по вариантам:

1 вариант – группа кругового обзора (предназначена для обзора со всех сторон)

2 вариант – группа одностороннего обзора (наиболее декоративные экземпляры представлены на первом плане, высокие деревья располагаются на заднем плане)

По освещенности

1 вариант – тень

2 вариант – полутень

3 вариант – солнечный участок

Рис.7. Группировка деревьев

Р
ис.8. Группировка деревьев и кустарников

Рис.9. Сочетание групп и солитеров

примеры.

Группа - сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII-XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др. Группы с участием хвойных обычно являются композиционными центрами, а поэтому вводятся ограниченно. Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков.

Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях:

- для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие);

- для создания плотной, облиственной до земли группы ;

- для объединения группы деревьев в единую композицию ;

- для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп ;

- для создания групп длительного цветения .

По величине группы разделяются на

-малые состоящие из 2-5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет, с площадью проекции крон 25-60 м2);

- средние - группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более);

- большие - группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более).

Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине:

- малые - диаметр проекции кроны не более 25 м,

- средние - не более 50,

- большие - до 80 м.

Классификация групп по составу пород: 1 - чистые группы: а, б - лиственные, в, г - хвойные; 2 - смешанные группы: д - лиственные, е - хвойные, ж - смешанные

По дендрологическому составу группы бывают

- чистые (от 2 до 5- 7)

- смешанные (от 10 до 20)

Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.

Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика.

В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом.

Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок. Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жизнеспособного фитоценоза и художественного облика. Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение). Они бывают плотными , ажурными , часто объединенными тройками типа квинкус. Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы.

При размещении растений на расстоянии 8-14 м группа может потерять свое значение и стать участком с рединным типом пространственной структуры.

В группах из деревьев 2-3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом - второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более равномерно.

Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные , контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету , структуре , форме , которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы. При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4-8 м. В тех случаях, когда ядро создается из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечатление светлой, радостной; из деревьев с густой, темной кроной - строгой, торжественной.

Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.

Кустарники в группах: 1 - обогащение цвета, фактуры; 2 - длительность цветения; 3 - создание монолита: а - при освоении новых территорий, б - при реконструкции старых

По густоте посадки (или структуре ) растения в группах можно разделить на:

- плотные , или густые ,

- рыхлые , или ажурные ,

- группы с просветами .

Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствующей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5-3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного возраста так, чтобы крона одного дерева проектировалась на другую и закрывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из пород теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Используя разнообразные виды деревьев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по составу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.

Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений подбираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная и др. Кустарники, не выносящие затенения, высаживают на расстоянии 2-5-10 м от деревьев. При этом они лучше растут и развиваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3-1 м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.

Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она - элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов - выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3-5 или 7-12 экземпляров.

Рыхлые , или ажурные , группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (сквозистые).

Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они формируются преимущественно из светолюбивых (сосна, береза, лиственница), а также теневыносливых пород (пихта, ель, липа) - при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3-10 экземпляров с интервалом посадки 0,5-3- 5-11 м. При этом ажурность создается благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой расстановке деревьев.

Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высаживают на расстоянии 2-3 м и более друг от друга.

Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и теневыносливых растений.

Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5-3-5 м (для взрослых деревьев), но не более, иначе нарушаются единство и цельность. В больших группах величина просвета может доходить до 5-9 м.

Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим просветом до 2-3 м величиной.

Наиболее характерные приемы построения групп :

1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды, шахматный порядок, круг, «подкова» и др.)

2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован - группы-букеты (смешанные и чистые по составу).

3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.

4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

5. Создание групп со свободным размещением деревьев - чистые и смешанные по составу породы.

6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2-3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на дорогах).

7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.

Форма группы оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3-5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2-3 вертикалями. Наиболее интересными в пейзажных парках являются асимметричные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким определенным силуэтом.

Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой , средней , тонкой и смешаннойструктурой . Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний - с тонкой.

Красочность группы зависит от составляющих ее видов и является очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции.

По назначению в пейзаже выделяются :

Группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;

Группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

Группы как переход от массива к открытому пространству;

Группы, образующие парковые кулисы - «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;

Группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

Возраст древесно-кустарниковых групп. Состав пород определяет долголетие групп.

По долговечности:

- малая начинают дряхлеть во второй половине первого столетия, (многие тополя, березы, черемухи, яблони, груши, рябины)

- средняя дряхлеют со второго столетия жизни (ель, пихта, клен)

- большая дряхлеют с третьего столетия, (дуб, ясень, орех маньчжурский, лиственницу).

При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений. Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие - позднее.

Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ необходимо в период усиленного роста (в 10-40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев. Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе - целый комплекс неблагоприятных факторов.

В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается раньше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обособленными секторами кроны, начиная от наиболее слабых и хуже ориентированных скелетных веток и кончая сильными.

Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, которые на протяжении десятков лет дают равный по силе эффект (взрослые деревья), а следовательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Деревья до 25-30-летнего возраста довольно заметно меняют свой облик, а затем производимый эффект становится более или менее постоянным в течение многих лет и даже усиливается. У долговечных древесных растений этот период может продолжаться 100-300 лет, у недолговечных - 50-70 лет. В конце этого периода декоративность утрачивается - деревья, доживая до своего предельного возраста, постепенно отмирают. У кустарников сроки жизни иные, они ежегодно меняют облик до 6-15 лет, затем наступает равновесие в развитии и, наконец, постепенное отмирание.

Кустарники менее долговечны, чем деревья, но некоторые из них доживают до 100-400 лет. До своего предельного возраста кустарники в садах доживают редко, так как теряют декоративность, и обычно их омолаживают или заменяют. Некоторые кустарники, несмотря на большой возраст, долго сохраняют декоративность (боярышник сибирский, ирга круглолистная и др.). В период формирования парка особое значение имеют быстрорастущие породы или породы с малой долговечностью, которые затем постепенно удаляют, освобождая место растениям со средней и большой долговечностью. Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговечности.

65.Кустарниковые группы для создания композиций и содержание
насаждений. Привести примеры
(см. вопрос №64).

Кустарники вокруг древесной группы размещают кольцом или полукольцом с наиболее обозреваемой стороны. Они делают группу плотной и стройной, образуя плавный переход к газону. В группах деревья и кустарники нужно располагать таким образом, чтобы более высокие находились за низкими, а более темные по окраске листьев и хвои - за светлыми, с менее нарядными цветами - за более пышно цветущими и т. д. При оформлении группы, обозреваемой лишь с одной стороны, соблюдается тот же порядок, но задний план делают более растянутым. При такой, компоновке группы воспринимаются как единое целое. Самостоятельные кустарниковые группы создают обычно и обильно цветущих пород. Всегда эффектна большая группа из пяти-шести видов, отличающихся красивой осенней окраской листьев и яркими плодами. При подборе растений для кустарниковых групп необходимо учитывать интенсивность их роста и особенности развития. Кустарники с ажурными и плотными кронами объединять в одну группу не следует.

66. Группы из древесных и кустарниковых пород (см. вопрос №64)

Голландский сад.

Современный голландский стиль подразумевает сад небольшого размера, центром которого выступает газон, окаймленный клумбой из цветов, декоративно-лиственных и красивоцветущих кустарников. Живая изгородь сажается вдоль забора. Она невысокая, стриженая, достаточно прозрачная. В голландском саду деревьев мало, но все они с красивой сформированной кроной. В этом саду преобладают породы деревьев и кустарников с красивой, оригинальной листвой, необычной фактурой коры. Множество многолетников и цветов. Весной сад украшают изысканные нарциссы, красочные тюльпаны, ароматные гиацинты. Кроме того, голландский стиль подразумевает наличие многих атрибутов сельской жизни: колодец, маленькая ветряная мельница, садовая тачка с цветами. Садовая скульптура представлена множеством потешных гномов, зверей и птиц, горшочков с тюльпанами. Для голландского сада характерны:

Геометрия в планировке сада, но дом, в основном, не принадлежит оси симметрии

Растения главенствуют над другими элементами сада

Малые размеры, комфорт и уют

Французский регулярный сад.

Регулярный стиль имеет четкую симметрию в планировке сада, зеркальность относительно осевой композиции, прямые линии. Во французском саду присуща необычайная роскошь. Ему характерны прямые широкие аллеи, стриженые деревья и кустарники, строгие боскеты, ковровые цветники, обрамленные партерными газонами, правильной геометрической формы бассейны с каскадами и фонтанами, обилие скульптур. Регулярный стиль предполагает обширные партеры, которые подчеркивают построение главной композиционной оси с открытием далекой перспективы, главенство и архитектуру дома.

Для французского регулярного сада присущи:

Осевое разделение сада

Зрительное расширение пространства

Деление территории на функциональные зоны

Доминирование дома, построенного в классическом стиле

Топиарная стрижка зеленых насаждений

Преимущество газонов и вечнозеленых посадок над клумбами и цветниками

Итальянский сад.

Для итальянского сада характерно множество белого камня, лестниц, балюстрад, оливковых рощ, античных скульптур, кадочных культур, террасированный ландшафт. Здесь преобладают четкая планировка со строгими геометрическими формами и мощенными камнем дорожками. Во главе такого сада - правильной геометрической формы водоем с декоративным фонтаном, часто это несколько уровней водоемов из-за террасированного стиля сада. Цветники также имеют строгую геометрию – квадрат, круг, овал. Бордюром часто служит низко стриженый самшит. Большинство декоративных культур растут в красивых контейнерах или горшках из терракоты, больших кадках, которые выставляют у лестниц, соединяющих террасы. Деревья и кустарники, характерны для этого стиля, стриженные в форме пирамиды, шара, колоны или куба, экзотической птицы, элементов античной архитектуры. Итальянский сад нельзя представить без скульптур: ими декорируют водоем или фонтан, роскошные цветники, укромные гроты. Гористая территория подразумевает устройство сада на террасах, возведение подпорных стенок для удержания почвы, построение красивых лестниц, связующих зоны сада. Для итальянского сада характерны:

- симметрия в саду

- устройство сада на террасах с помощью подпорных стенок

- декоративность архитектуры (мощение камнем, скульптуры, лестницы и т.д.)

- большое количество водной архитектуры

- использование топиарного искусства

Исламский сад (Чор-Бак).

В основу мусульманского сада входят так называемые «чор-багх» («четыре сада»), которые символизируют райский сад, в котором берут начало 4 священные реки и разделяют его на 4 части. Проект исламского сада состоит из одного или нескольких квадратов. Большой квадрат разделяют на 4 меньших и т. д. Геометричность планировки подчеркивают дорожки, растения и узкие, мелкие канальцы с водой. В каждом квадрате в центре небольшой фонтан или бассейн, облицованный мрамором, стеклом или разноцветными керамическими плитками. Вода в Исламе наделяется особой, священной ролью. Это источник жизни и очищение. Поэтому в таком саду журчат фонтаны, брызги воды искрятся на солнце; распускаются яркие, красивые цветы и пряные травы. Экзотическим атрибутом такого сада есть клетки с поющими птицами. Прохлаждающую тень дают апельсиновые или гранатовые деревья. По традиции в мусульманском саду сажают овощи. Декоративная грядка с множеством пряных трав может быть организована даже в парадной зоне. Для исламского сада характерны:

Четкая геометричность («чор-багх») и орнаментальность в устройстве цветников и сада

Небольшие, правильной геометрической формы, бассейны

Использование глазурованных плиток и мозаики

Пряные растения

71. Английский пейзажный сад .

Для этого сада характерны серпантинные дорожки с низким газоном, либо покрытые гравийным отсевом, песком, дробленой кирпичной крошкой или щепой. Цветы в английском саду почти отсутствуют, они высаживаются в группы, неподалеку от водоема или дома. Очертания берегов водоема естественные, близкие к природным. В его водах произрастают самые простые водные растения. Для ландшафта в английском стиле присущи красивые ручьи с заросшими берегами. Сад оформляют преимущественно растениями с естественной формой кроны, характерной фактурой листьев, учитывается сочетание их формы и цвета, даже осенний цвет листвы. Миксбордеры неподалеку от дома высаживаются в основном луговыми цветами, лесными многолетними растениями, у которых орнамент и окраска листьев красивее цветков. В основном используют растениям пастельных тонов, желтого, серебристо-белого. Дом в таком саду не является основой, а, наоборот, утопает среди зелени деревьев. Все в дизайне такого сада создает впечатление взаимосвязанности, уравновешенности. Малые архитектурные формы сделаны, как правило, из серого камня или дерева. Для английского пейзажного сада характерны:

Подражание естественности природы, отсутствие границ, которые бы разделяли сад и окружающую природу

Плавность линий рельефа, дорожек и водоемов, растений

Контраст тени и света, особое внимание к фактуре листьев, крон

Движение во всем - в извилистых дорожках, среди колышущихся растений, у естественных водоемов

Основная роль солитеров и групп деревьев в ландшафте

Отсутствие нарядности, преобладание идей романтизма и сентиментализма

Мавританский сад.

Мавританский сад характерен пышными клумбами с ароматными цветами и красивым мозаичным мощением площадок в местах отдыха и дна, мелких, но длинных бассейнов геометрической формы. Основой для мавританского сада служат исламские традиции: обилие бассейнов, поклонение воде, дарящей прохладу в жаркий день, красивые мозаики с преобладанием оттенков синего цвета и фонтан - символ бессмертия и очищения. Большим отличием мавританского стиля от других является отсутствие газона. За основу покрытия сада взято мощение с четким рисунком из плитки или камня. Но если газон и присутствует, то он выполняется в мавританском стиле - его почти не косят, а среди трав преобладают маки, иберисы, эшшольции, мелкие ромашки пиретрума и нивяника. Отдельное место в саду занимает розарий. Он находится в боскете и ложится по периметру квадрата маленького бассейна. Деревья и кустарники в мавританском саду не стригут, а оставляют расти в свободной форме. В центре боскета, в основном, размещается штамбовая роза. Розы высаживают с хорошо выраженным ароматом, в основном оранжевые, красные, желтые сорта. В таком боскете ставится парковая мебель с большим изобилием подушек. Это место отдыха и уединения.

Стены из камня, окружающие мавританский сад, украшены зарослями плетистых роз, бугенвиллей, клематисов, пышных гортензий. Цветники состоят из ярких однолетников - сальвий, бархатцев, гацаний. Для мавританского сада характерны:

Красота цветения, изобилие экзотических растений

Неотъемлемое присутствие воды и ее архитектурных объектов

Зеленые или цветущие галереи, зеленые изгороди

Присутствие необычного газона, обилие мощения

Сельский сад.

Это деревенский сад с множеством цветов всевозможной окраски. Для него присущи простые растения - колокольчики, маргаритки, мальвы, нивяники, пиретрумы, ширмы из эхиноцистеса, душистого горошка, фарбинтеса (ипомеи). Растут они, в основном не на клумбах, а зарослями. Сельский сад хорошо сочетается с природой. В нем главное - простота материалов и форм. Если дом состоит из дерева, то и малые архитектурные формы создаются деревянными, с выраженной древесной текстурой. Для дома из камня или кирпича более подойдут садовые элементы из такого же материала. Сараи, беседки, хозяйственные постройки в этом саду всегда окружены зарослями плетистых роз, бузины и хмеля, душистого горошка и девичьего винограда. У крылечка посажены мальвы, стайки космеи и бархатцев. Вдоль плетеной деревянной изгороди, высаживают мальвы, георгины, дельфиниумы, наперстянки, подсолнухи. В лучших местах сада лежат ухоженные овощные грядки, на которых выращиваются овощи и «полезные» цветы - календула, бархатцы, настурция. На лето в сад выносят комнатные растения, размещая их на веранде, подвешивая на заборчик, сучья яблонь. В оформлении сада используются предметы обихода - тачки, лейки, ведра, старое колесо телеги и т. д. Для сельского сада характерны:

Оформление цветников из пышно цветущих многолетников и летников, не требующих особого - ухода, в природном стиле

Простота материалов и форм

Сочетание красоты и пользы

Группа - это главный элемент озеленительных построений

Группы Группа - это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В ее состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящейся на уровне посадки (51). Группы подразделяются на древесные, кустарниковые и смешанные различной величины.

Группа - это главный элемент озеленительных построений, основная конструкция садово-парковой объемной архитектуры, причем не только при пейзажной, но и при регулярной планировке.

В последнее время все меньше применяются линейные посадки, большие права приобретает группа как основной вид древесных и кустарниковых построений.

Еще в далекие времена говорили: «Рядами посадит всякий, а группами - это трудно». Действительно, проектировать групповое озеленение сложно. Трудно такой проект переносить в натуру. Но зато выращивать групповое озеленение несравненно легче и дешевле. Здесь не надо добиваться однообразия, стандартности растений, не очень страшно и отставание в росте некоторых экземпляров; не надо заботиться о регулярной стрижке.

Назначение древесных групп очень разнообразно. Они создают передний и средний план пейзажа, его акценты, доминанты. Группы делят, расчленяют парковое пространство, оформляют поляны. Примыкая к древесным массивам, они становятся сопутствующими группами, разнообразят и обогащают край массива.

Группы создают силуэт сада, парка, сквера, наполняют их игрой света и теней, обогащают его колорит.

И, наконец, из групп, .сближенных между собой, состоят крупные древесные построения садов и парков: куртины, рощи, массивы.

Подбор растений в группе основывается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зависимости от их декоративных качеств (52). В зависимости от расстояния до проходящей аллеи или от размещения площадки, с которой открываются основные виды, группа должна обладать либо четким и выразительным силуэтом, видимым с далеких расстояний, либо более тонкими нюансами цвета и фактуры листвы и ствола, видимыми с близких расстояний. Во всех случаях должен учитываться характер фона, на который проектируется группа.

Раз березка, два березка - будет рощица



Деревья+кусты=симметрия красоты

Все течет, все меняется... Сегодня уже почти канули в реку забвения Лету времена, когда дачный участок использовался только как место для выращивания урожая картофеля на несколько семей, и когда поездки сюда для многих россиян были сущим кошмаром.

Ныне дачные участки и загородные дома заводятся для культурного отдыха: сюда выезжают в хорошую погоду на шашлыки, зовут друзей и знакомых, а в летом вообще переселяются на дачу всей семьей или даже живут здесь всесезонно. И конечно, чтобы не ударить перед гостями лицом в грязь, да и для собственного удовольствия тоже, каждый землевладелец старается обустроить свой участок максимально эстетично, стремясь при этом все же к природной гармонии и естественности. И отличным решением здесь является озеленение дачи при помощи древесно-кустарниковых композиций .

Однако стоит помнить, что зеленые насаждения на участке, особенно пышные и яркие, способны его весьма украсить, но при их расположении и группировке необходимо иметь чувство меры: не переборщить, точнее, не перезеленить. Иначе ваша дача грозит уподобиться сплошным диким зарослям, что, разумеется, не добавит ей ни притягательности, ни очарования.

Поэтому при организации в своем саду композиций из деревьев и кустарников обязательно нужно обратить внимание на некоторые важные моменты: во-первых, более гармонично в комплекте будут смотреться зеленые насаждения с похожими характеристиками: формой кроны, цветом листвы, текстурой, во-вторых, для создания эффектного контраста лучше всего сыграть на какой-то одной доминирующей черте, а не на полной разнородности подобранной флоры; в-третьих, лучше всего отдать предпочтения местным растениям - они приживутся с большей долей вероятности и будут требовать меньшего ухода, чем зеленая экзотика.

Однако, для правильной организации древесно-кустарниковых композиций этого все же недостаточно. Существуют также определенные принципы, следование которым весьма желательно, если вы хотите придать своему дачному участку неповторимый, оригинальный, но в то же время стильный и эстетичный образ.

Повинуясь зову матушки-природы...

Многие из нас хотят, чтобы, приехав на дачу, они могли погрузиться в природную атмосферу, максимально приближенную к естественной. И этого вполне можно добиться, соблюдая экологический принцип построения . Он заключается в подборе флоры с учетом ее биологических особенностей и учетом всех требований по посадке растений и уходу за ними. Это позволяет выращивать жизнестойкие и крепкие экземпляры деревьев и кустарников, которые будут создавать у горожан, выехавших за город, ощущение присутствия на естественном природном ландшафте. Невнимание же к потребностям растений чревато замедлением и ухудшением их роста, что способствует чахлости, вялости, блеклости их внешнего вида. Таким образом, останется не реализованной основная цель композиции - декоративная.

Экологичный принцип предполагает учет потребностей древесно-кустарниковой группы к освещению, влажности, уровню минерализации почвы , ее температуре и т. д. В местности, близкой к городу, сюда прибавляются еще и показатели степени загазованности атмосферы, объем вредных веществ и пыли в ней.

И если друг оказался вдруг.... не друг, а враг

Хорошо известно, что космические экипажи подбираются по принципу психологической совместимости людей, ведь только оптимальное психо-эмоциональное взаимодействие в условиях ограниченной локации способствует продуктивной работе и мирному сосуществованию без конфликтов. У растений действует похожий принцип, только называется он фитоценотическим. Согласно ему, деревья и кустарники в композиции подбираются таким образом, чтобы составлять гармоничное единство на основании биологической совместимости.

Не секрет, что деревья и кустарники разных пород зачастую не уживаются друг с другом на одном месте: более сильные подминают под себя слабых, «забивают» их, мешают расти. Чтобы этого не происходило, необходимо знать, как разные растения взаимодействуют друг с другом, кто из них может стать соседями, а кого лучше рассаживать в разные концы дачного участка.

Взаимодействие между сообществами может быть разнохарактерным: механическим, биофизическим, биохимическим. Деревья и кустарники с крупными ветвями, посаженные близко друг другу, могут наносить соседям механические повреждения. Так же существует теория о том, что у каждого растения есть собственное биополе, которое может стимулирующе или угнетающе воздействовать на окружающие растения - так сказывается биофизическое взаимодействие. Некоторые зеленые поселенцы отличаются непомерным аппетитом, отбирая воду и питательные вещества у менее расторопных сожителей, а также выделяют особые активные вещества, которые могут быть и не полезны окружающим - в этом проявляется биохимический характер взаимовлияния. И в конечном итоге это тоже весьма важно при обустройстве на участке древесно-кустарниковой композиции .

Красивым быть не запретить, но в меру

Красота - страшная сила, иногда она на самом деле принимает ужасающие формы, если ее слишком много. То же самое правило работает и в отношении древесно-кустарниковых композиций: когда в них пытаются впихнуть всего-всего и побольше, не придавая особого значения гармоничному сочетанию растений. В итоге может получится настоящий винегрет из зеленых насаждений, выглядит который при не очень аппетитно.

Во избежание подобных ошибок для создания по-настоящему красивой древесно-кустарниковой композиции необходимо руководствоваться также декоративным принципом. В этом случае главное внимание уделяется внешнему облику растений, их цвету, размеру и форме листвы, кроны и т.д.

Можно также отметить, что в рамках данного принципа растения могут группироваться по тождественности, подобию или контрасту. Тождественность подразумевает объединение в рамках одной композиции флоры с похожими эстетическими характеристиками, которые, выражаясь языком живописи, как бы легкими мазками разной степени резкости привносят в общую картину глубину и объемность. Как правило, в этом случае в одну композицию включают растения разных видов со сходными физиономическими и анатомическими признаками по принципу симметрии. По подобным характеристикам группируются зеленые насаждения, имеющие очень незначительные отличия эстетического и биологического свойства. Это наиболее сложный процесс, поскольку требует достаточно хорошего знания флоры, с которой приходится работать. Контрастность же достигается путем сопоставления в рамках одной композиции деревьев и кустарников с противоположными внешними признаками, которые очень хорошо дополняют и оттеняют друг друга в совокупности. Например, сюда можно включать деревья с пирамидальными и шаровидными кронами, с листьями зеленого цвета и необычным желто-красным окрасом и т.д.

Следуя всем принципам построения древесно-кустарниковых групп , вдумчиво отбирая зеленые насаждения для них и внимательно относясь к потребностям растений, можно создать на своем дачном участке настоящий райский сад , или небольшую рощицу, или аристократичную парковую зону – все, что подскажем вам ваша фантазия. Главное, что сделав все по правилам, вы сможете очень долго наслаждаться прекрасным зрелищем цветущих зеленых композиций на собственной даче.



Группа-это насаждения, собранные в самостоятельную композицию, размещенную изолированно от массива. Группы бывают древесные, кустарниковые и смешанные.

Рекомендуется создавать группы из нечетного числа деревьев и избегать их точного шахматного размещения. Группа строится по принципу многоярусности. Дуб редко встречается в группах, он больше подходит для одиночного акцента. Кустарники хорошо декорируют нижнюю часть группы и стволы деревьев, делая ее плотной и стройной. Также они добавляются для для создания контрастных сочетаний по цвету листвы или цветков, для объединения деревьев в единую композицию, для создания групп длительного цветения.

Деревья в группе могут размещать симметрично по отношению друг к другу и несимметрично, в свободном порядке. Сажать нужно с учетом биологических особенностях каждого. Группы делятся на контрастные и нейтральные. Ядро группы создается из одного или нескольких деревьев, обычно более высоких, оно может быть чистым или смешанным по составу. При использовании нескольких видов нужно подобрать близкие по окраске листвы.

Ландшафтные группы, состоящие из деревьев, кустарников, многолетних и однолетних цветов формируются как на базе существующих насаждений, так и путем создания «с чистого листа». Первый способ позволяет достичь эффекта декоративной ценности намного раньше. Перед этим проектированием, как и в случае с проектированием групп, проводится такое же визуальное обследование участка. Кроме всех вышеизложенных факторов, здесь большую роль играет размещение кустарников. При этом старые, малоценные, больные экземпляры не берутся во внимание (их удаляют). Для создания ландшафтных групп необходимо наличие цветущих кустарников. Размещение их, как и остальных пород должно быть только пейзажным (никаких рядов!) или групповым. При отсутствии или недостатке этих кустарников, планируется посадка. Размещение цветов, камней, декоративной отсыпки из природных материалов зависит от ситуации, поэтому различно и неповторимо в каждом случае.

Однако существуют несколько правил:

· Обеспечение декоративности группы в течение всего года, особенно - с весны до осени.

· Цветение обязательно постепенное (точечное или куртинами – зависит от размещения растений) и с весны до осени. Достигается путем подбора разных видов цветов, деревьев и кустарников с различными сроками цветения.

· Не допускать ритмичности, регулярности и монотонности при размещении всех элементов композиции.

· Используются те же принципы цветового подбора: контраст; в одной гамме (белый сад, голубой сад, розовый сад).

Если представить последовательность цветения некоторых видов деревьев и кустарников, то получится примерно следующая картина. Рано весной зацветают: ива, клен остролистный, черемуха обыкновенная, спиреи; несколько позднее: яблоня, сирень, рябина, жимолость, боярышник, калина, барбарис, каштан конский; в начале лета – желтая акация, жасмин, шиповник; в середине лета: липа. Умелая компоновка позволит иметь непрерывное цветение. При создании групп высокие кустарники должны размещаться ближе к деревьям, а низкие красивоцветущие – по периферии групп, соблюдая ярусность. Нельзя низкорослые кустарники высаживать внутри нескольких высокорослых – недостаток освещения приведет к гибели. Как вариант, возможно создание ландшафтной группы, имеющий в составе деревья и однолетние цветы или кустарники и однолетние цветы. В таком случае цветение летников должно быть одновременным, а цветник - четким по форме и ярким, гармоничным по отношению к древесно-кустарниковым видам. Рисунок цветника либо определяется ситуацией, либо планируется заранее, вместе с деревьями и кустарниками. Немалая роль отводится и газону

Рекомендуем почитать

Наверх